
Разъяснения контролируемым лицам положений законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 N 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в правила организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора), из которых можно выделить следующие:
Контрольно-надзорные мероприятия
Расширены основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Речь идет, в частности, о таких поводах провести мероприятие как:
- выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности;
- уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу, если выявленные нарушения не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках специального режима государственного контроля (надзора).
Закреплено право контролируемого лица, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований. Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, определяются Правительством Российской Федерации.
Профилактические мероприятия
В целях применения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также повышения информированности граждан и организаций о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований контрольный (надзорный) орган по результатам проведения мероприятий может присваивать контролируемому лицу или объекту контроля публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о виде контроля. Она зависит от итогов профилактического или контрольно-надзорного мероприятия.
Порядок и критерии присвоения оценки установят в положении о виде контроля. То же касается правил, по которым контролируемые лица станут информировать третьих лиц о своей оценке. Правительство Российской Федерации может определить случаи, когда ее присвоение обязательно.
Установлено, что профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Мероприятия по профилактическому визиту дополнены осуществлением инспектором ознакомления с объектом контроля и проведением им оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Введены положения об обязательном профилактическом визите, а также о профилактическом визите по инициативе контролируемого лица.
Информационное обеспечение государственного контроля (надзора)
Закреплено, что в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) создаются информационная система (подсистема ГИС) производства по делам об административных правонарушениях, а также мобильное приложение "Инспектор" - разработанное на базе ГИС программное обеспечение, применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер).
Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". Схожие положения предусмотрены в отношении осмотра, досмотра, опроса, экспертизы и эксперимента. Кроме того, с использованием мобильного приложения "Инспектор" может проводиться профилактический визит.
Отказ инспектору в допуске на объект
Контролируемое лицо вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, отсутствует либо некорректно нанесен двухмерный штриховой код, посредством которого обеспечивается переход на страницу единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, содержащую информацию об указанном мероприятии.
Исключение из этих правил - ситуация, когда орган не обязан принимать решение о проведении мероприятия.
Досудебное обжалование
Контролируемым лицам предоставлено право на досудебное обжалование решений о проведении обязательных профилактических визитов, актов обязательных профилактических визитов, действий (бездействия) должностных лиц в рамках обязательных профилактических визитов, решений об отнесении объектов контроля к категории риска, решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц, а также иных решений, принимаемых контрольными (надзорными) органами по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.
Исключена норма, допускающая возможность продлить срок рассмотрения жалобы.
Ранее любую жалобу рассматривали не позже 20 рабочих дней с даты ее регистрации. В исключительных случаях срок могли пролонгировать еще на столько же.
Консультирование и профилактический визит: что необходимо знать контролируемому лицу
Консультирование как вид профилактического мероприятия
Консультирование осуществляется бесплатно по обращениям контролируемых лиц (их представителей), которым необходимо получить разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле.
По каким вопросам осуществляется консультирование?
Контролируемое лицо (его представитель) может получить консультацию в архивном управлении Курской области по вопросам:
1) организации и осуществления регионального государственного контроля;
2) предмета регионального государственного контроля;
3) критериев отнесения объектов контроля к категориям риска;
4) состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;
5) порядка подачи возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
6) порядка обжалования решений архивуправления, действий (бездействия) должностных лиц архивуправления, принятых (совершенных) в ходе осуществления регионального государственного контроля.
В ходе консультирования не предоставляется информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц архивного управления Курской области, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
Каким способом можно получить консультацию?
Консультацию по названным вопросам можно получить:
1) по телефону 8(4712) 51-49-34;
2) посредством видео-конференц-связи, направив предварительную заявку для ее проведения на электронный адрес: auko@rkursk.ru;
3) на личном приеме в архивном управлении Курской области по адресу: г. Курск, ул. Ленина, д.57 (кабинет 8);
4) в ходе проведения профилактического визита и контрольного (надзорного) мероприятия.
Кто осуществляет консультирование?
Консультирование контролируемых лиц (их представителей) осуществляют следующие должностные лица архивного управления Курской области:
Карманова Людмила Борисовна - заместитель начальника архивного управления Курской области – начальник отдела по организации деятельности государственных, муниципальных архивов Курской области и государственному контролю в сфере архивного дела;
Хромова Людмила Юрьевна – главный консультант отдела по организации деятельности государственных, муниципальных архивов Курской области и государственному контролю в сфере архивного дела.
Чем завершается консультирование?
По итогам консультирования информация контролируемым лицам и их представителям предоставляется в устной форме (вопрос – ответ).
В случае направления контролируемым лицом и (или) его представителем письменного запроса ответ предоставляется в письменной форме.
В случае поступления пяти и более однотипных обращений консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте архивного управления Курской области (http://archive.rkursk.ru) письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя).
Профилактический визит – не проверка!
Для чего нужен профилактический визит?
Профилактический визит побуждает контролируемых лиц:
- соблюдать установленные обязательные требования;
- устранять факторы, причины, условия, которые могут привести к их нарушениям или причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- стимулировать ознакомиться с обязательными требованиями, способами их соблюдения в целях исключения привлечения к юридической ответственности.
Что такое профилактический визит?
Профилактический визит - это беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор" (ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Инспектор в рамках профилактического визита осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Какие виды профилактического визита предусмотрены законодательством?
1) профилактический визит по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит);
2) профилактический визит по инициативе контролируемого лица.
Какие требования установлены для обязательного профилактического визита?
В соответствии со ст.52.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» обязательный профилактический визит проводится:
1) в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, которая определяется Правительством Российской Федерации для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.
2) по поручению:
а) Президента Российской Федерации;
б) Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
в) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
!!! Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита, с содержанием которого знакомиться контролируемое лицо или его представитель.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения инспектором составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
Какие требования установлены для профилактического визита по инициативе контролируемого лица?
В соответствии со ст.52.2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Заявление о проведении профилактического визита (далее - заявление) подается контролируемым лицом посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Данное заявление подлежит рассмотрению в течение 10 рабочих дней, по результатам которого принимается решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляется контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита контрольный (надзорный) орган в течение 20 рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления (контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения);
2) в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
3) в течение года до даты подачи заявления контрольным (надзорным) органом проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;
4) заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в установленном порядке.
В ходе профилактического визита контролируемому лицу даются разъяснения и рекомендации, которые носят рекомендательный характер. Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Где узнать информацию о проведении профилактического визита?
Информацию о профилактических визитах можно получить в архивуправлении по адресу электронной почты: auko@rkursk.ru, а также по телефону 8(4712) 51-49-34.
Контактные лица:
Карманова Людмила Борисовна - заместитель начальника архивного управления Курской области – начальник отдела по организации деятельности государственных, муниципальных архивов Курской области и государственному контролю в сфере архивного дела;
Хромова Людмила Юрьевна – главный консультант отдела по организации деятельности государственных, муниципальных архивов Курской области и государственному контролю в сфере архивного дела.