Госархив Курской области


Плакаты периода Великой Отечественной войны

Плакаты периода Великой Отечественной войны являются историческими реликвиями, которые ярко и эмоционально передают атмосферу военного времени. С первых дней войны советский политический плакат являлся одним из главных средств наглядной пропаганды и агитации, действенным средством мобилизации народа на борьбу с фашизмом.

Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», «Боевой карандаш», студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, специальные отделы политорганов РККА и ВМФ.

В годы Великой Отечественной войны получили развитие два основных вида плаката: плакат героический, агитационный, прославляющий героя, призывающий на подвиг на фронте и в тылу, и плакат сатирический, разоблачительный, бичующий врага, раскрывающий его слабые стороны, колко издевающийся над ними.

    

Приоритетной являлась тема героизма советских людей на фронтах и их самоотверженный труд в тылу, а также тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижение победы.

Лето. 1941 год. 22 июня. Воскресенье. По радио - сообщение ТАСС о вероломном нападении Германии на нашу страну. А уже 24 июня на улицах Москвы появился и стал неотъемлемой частью строгого облика столицы плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю - весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, «Окна ТАСС», книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, - все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели.

С первых дней войны плакаты призывали к бдительности. Широко известен выполненный в июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым плакат «Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и пережил время своего создания. Основой для плаката послужили стихи С. Маршака: «Будь начеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до из мены».


В годы Великой Отечественной войны (1941 -1945) особую роль стали играть призывные (героические) плакаты. В жанре политического плаката работали самые известные советские художники. Уже в первые дни той страшной войны на улицах городов появился самый знаменитый плакат «Родина-мать зовет!», который выполнил художник Ираклий Моисеевич Тоидзе.

Массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны и, в первую очередь, И. Сталина. Некоторые плакаты состоят из текстов докладов и приказов, призывов, лозунгов, обращений, иногда сопровождающихся фотографиями. Между тем они помогают реально ощутить, как и чем жила страна в те годы.
В плакатах большое значение имело сатирическое разоблачение коварного и хищного врага. Фашистские захватчики, изображались карикатурно, в виде змей, скорчившихся под гусеницами могучих советских танков, под обстрелом самолетов и задыхающихся от удара воинов Красной армии или в схватке партизанами.

Велика роль плаката в деле поднятия морального боевого духа на фронте и в тылу. Без плакатов нельзя представить себе города и села времен Великой Отечественной войны.

    

Они были всюду – на стенах домов, на заводах, вокзалах, в избах. Изданные массовыми тиражами военные агитационные плакаты излучают силу и уверенность народа в неизбежности разгрома врага.

Мощное оружие агитации, плакат в тяжелые годы Великой Отечественной войны достиг высокого художественного уровня. Благодаря своей оперативности, приближению к реальным событиям жизни и широте обобщений он сумел выразить в образах сильных и взволнованных самое важное, что было характерно для жизни народа, выразить живо, непосредственно, шаг за шагом. Плакаты рассказывают о ходе самой Великой Отечественной войны, о подвигах тружеников тыла, о зверствах фашистов на захваченной территории. Они являются средством пропаганды и агитации, и в то же время - важнейшим источником, который знакомит нас с механизмами агитации и методами формирования общественного сознания. Образы героев на плакатах были примерами мужества и стойкости, напоминали о родном крае, формировали ненависть к фашизму.

    

Плакатами художники непосредственно откликались на запросы военного времени, воздействовали на чувства и мысли людей, тем самым, внося свой вклад в Победу.

В собрании научной библиотеки ОКУ «Госархив Курской области» представлены плакаты, изданные в центральных издательствах в Москве и Ленинграде, а также в Казани в годы Великой Отечественной войны. Часть этих плакатов представлена на нашей виртуальной выставке.


На выставке представлены плакаты из фондов и научно-справочной библиотеки ОКУ «Госархив Курской области».

Авторский коллектив:


Аргунов О.Н., ведущий архивист ОКУ «Госархив Курской области».
Виноградова В.К., главный архивист отдела использования и публикации документов ОКУ «Госархив Курской области»;
Пешехонова О.В. зам. директора ОКУ «Госархив Курской области»;
Раков В.В., зам. директора-начальник отдела использования и публикации документов ОКУ «Госархив Курской области».

Техническая поддержка:


Ходунов В.С., инженер-программист отдела ААТ ОКУ «Госархив Курской области».